• Home »
  • Новости »
  • Владимир Бидёвка: Действия украинских властей нарушают нормы международного права, являясь проявлениями терроризма

Владимир Бидёвка: Действия украинских властей нарушают нормы международного права, являясь проявлениями терроризма

Первые сообщения о применении Украиной мин ПФМ-1 «Лепесток» появились еще в марте 2022 года. С помощью такого оружия, устанавливаемого посредством использования кассетных боеприпасов для РСЗО «Ураган», украинские вооружённые формирования пытались создать заграждение на пути наступающих войск. Остановить этим союзные войска не получилось, и украинские вооруженные формирования перешли к тактике использования таких боеприпасов для террора мирного населения. И если несколькими месяцами ранее «Лепестки» использовали для минирования населенных пунктов при отступлении, то сейчас – для целенаправленного дистанционного минирования густонаселенных городов. Боеприпасы всё чаще находят в жилых массивах, на аллеях, вблизи школ и иных местах скопления гражданского населения.

В этой связи действия украинских властей необходимо рассмотреть не только с военной, но и с политической точки зрения в международном масштабе. В 1996 году был принят «Протокол II» к Женевской конвенции об обычных видах оружия, вводивший ряд ограничений на его применение. Этим протоколом определены допустимые способы минного вооружения и запрещено использование мин без механизма самоликвидации. «Лепесток» в базовой версии такого механизма не имеет.

Важно отметить, что Россия, выполняя требования Протокола, сняла такие мины с вооружения и утилизировала их. В арсеналах остались лишь новые мины ПФМ-1С, оснащенные самоликвидатором.

В армиях постсоветских стран, в том числе и Украины, запрещённые «Лепестки» остались. Соответственно, страна нарушила свои обязательства и по Оттавской конвенции, согласно которой запасы ПФМ-1 и ряд других противопехотных мин должны были быть уничтожены, и по Женевской конвенции о защите гражданского населения, поскольку дистанционная постановка мин на территории населенного пункта должна рассматриваться как применение неизбирательного оружия.

Таким образом, действия украинских властей и вооружённых формирований грубо нарушают нормы международного права, фактически являясь проявлениями акта терроризма в отношении гражданского населения. Иначе говоря, эти действия имеют чёткие признаки военного преступления, потому должны получить соответствующую оценку военного трибунала.

Print Friendly, PDF & Email