Простой: оформляем и оплачиваем

Государственная инспекция по вопросам соблюдения законодательства о труде Донецкой Народной Республики напоминает работника и субъектам хозяйствования об основных правилах оформления и оплаты простоя.

Статья 34 КЗоТ определяет простой как приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технически условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или другими обстоятельствами.

Таким образом, простой – это временная мера, используемая сторонами трудовых отношений при возникновении причин, которые делаю невозможным продолжение осуществления работником его трудовой функции.

В случае простоя работники могут быть переведены с их согласия с учетом специальностей и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности на срок до одного месяца (ч.2 ст. 34 КЗоТ)

О начале простоя, кроме простоя структурного подразделения или всего предприятия, работник должен предупредить собственника либо уполномоченный им орган или бригадира, мастера, других должностных лиц (часть вторая ст. 113 КЗоТ).

На время простоя не по вине работника оформляется акт простоя (фиксируются причины, обусловившие приостановление работы) и приказ собственника или уполномоченного им органа в котором указывают:

  • причину простоя;
  • время простоя (с какого времени (даты) установлен простой. Если дата окончания простоя известна – проставьте дату окончания простоя, если нет – датой окончания простоя будет дата прекращения событий, которые его вызвали. В зависимости от обстоятельств, простой может оказаться непродолжительным (несколько часов/дней) или длительным (несколько месяцев)).
  • категории работников, структурные подразделения, которые подпадают под действие простоя (в результате простоя может быть приостановлена работа всего предприятия либо его отдельных подразделений или работа отдельно взятого работника);
  • порядок оплаты простоя;
  • необходимость присутствия либо отсутствия работников во время простоя на рабочих местах (вопрос о необходимости присутствия или отсутствия на работе работников в случае простоя может быть решен в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия, в которых, в частности, определяются обязанности администрации организовать учет явки на работу и ухода с работы).

С данным приказом все работники, на которых он распространяется, должны быть ознакомлены. Как правило, факт ознакомления должен быть подтвержден подписями работников. В случае отказа работника ознакамливаться с локальными документами предприятия работодателем или уполномоченным им органом составляется соответствующий акт. В подобной ситуации в документе нужно проставить запись напротив фамилии сотрудника: «От подписи отказался».

Правила оплаты за время такой приостановки зависят от того, произошла она по вине работника или в силу каких – либо других обстоятельств, не связанных с его противоправным виновным поведением.

Порядок оплаты времени простоя определен статьей 113 КЗоТ:

  • если в простое работник не был виновен, то закон гарантирует оплату его труда за время простоя в размере не ниже 2/3 его тарифной ставки, разряда (оклада);
  • за врем простоя, когда возникла производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника либо окружающих его людей и окружающей природной среды не по его вине, за ним сохраняется средний заработок;
  • время простоя по вине работника не оплачивается.

ВНИМАНИЕ! Коллективным договором или другим локальными актами предприятия может быть предусмотрен и более высокий размер оплаты простоя при вышеуказанных обстоятельствах.

Комментарий предоставлен начальником отдела по работе с обращениями граждан ГОСТРУДа ДНР Иващенко Юлией Александровной

Print Friendly, PDF & Email