«Хомутовская степь» – жемчужна Донбасса

В этом году наш заповедник «Хомутовская степь» отмечает 95-летие. В канун юбилейной даты мы пообщались с руководителем археологической группы ДонНУ Александром Евглевским, который много лет исследует средневековые изваяния кочевников Евразии.

Александр Викторович, Вы много лет исследуете средневековые изваяния кочевников Евразии, расскажите,  например, где и когда появились самые ранние?   

Каменные изваяния распространены от Юго-Восточной Монголии на Востоке до узкой полосы Правобережья Нижнего Днепра (до р.Ингульца) на Западе, т.е. на обширной степной полосе, а также в горах Алтая, Саян и Тянь-Шаня.

Первые изваяния средневековых кочевников появились в начале VII в. в горах Алтая и в прилегающих к ним к востоку и западу горных территориях, где тюрки-кочевники (в широком смысле этого термина)  консолидировались в мощный союз племен во главе с родом Ашина. Со 2-й четверти XI в. значительно усилилась миграционная активность на Запад, а ближе к рубежу XI-XII вв. они плотно заселили восточноевропейские степи. Их ядро, несомненно, сложилось в Северо-Восточном Приазовье, точнее, в междуречьях рек Берда и Миус, а также на Донецком кряже, поскольку именно здесь они оказались в исключительно благоприятных во всех смыслах условиях. Иными словами, скульптуры изготавливались и устанавливались лиш там, где были постоянные кочевки номадов, где были благоприятные внешнеполитические условия, наконец, на земле, которую они на определенный момент стали считать своей второй родиной.

Где обычно устанавливались изваяния?

       –Чаще всего археологам приходится иметь дело с перемещенными изваяниями, в лучшем случае, оказавшимися в музеях, часто их обнаруживают и в сельской местности. В жилые усадьбы изваяния стали попадать еще в период освоения восточноевропейских степей славянскими переселенцами. Они перетаскивали каменных баб, как их традиционно называют местные жители, с курганов не только к домам, но и к дорогам, чтобы те служили своеобразными дорожными знаками. Во многих селах изваяния десятилетиями стояли внутри дворов или у ворот, как своеобразные охранники от всевозможных неприятностей. О них заботились, их белили или просто периодически мыли. Рядом с ними можно было увидеть различные подношения-задаривания – конфеты, печенье, мелкие монетки. К величайшему сожалению, нередко идолов использовали в хозяйственных целях в качестве подпорных столбов для ворот, выдалбливали в них поилки для птиц и скота, использовали для фундаментов домов и т.д.

Александр Викторович, а с какой целью кочевники изготавливали изваяния?

– В науке пока доминирует точка зрения, что изваяния являются отражением культа предков. Я с этим не очень согласен, поскольку для специалиста, углубленного в эту тему и шире – в мировоззрение средневековых кочевников, понятие культ предков выглядит слишком упрощенно, как дежурная формулировка, используемая для во многом еще непонятного явления. Есть и другие точки зрения, некоторые из которых заслуживают внимания, а также давно устаревшие или просто дилетантские. Например, будто бы изваяния кочевники устанавливали на курганах над погребениями своих усопших родственников, что не так.

– А как вы считаете?

–Каменные изваяния – это произведения сакрального характера. На востоке их устанавливали в контексте каменных культово-поминальних оградок, чаще с восточной стороны, а в восточноевропейских степях – размещали в курганах. Корни этого явления уходят в так называемые ранние формы религии, прежде всего, в анимизм и шаманизм. Суть заключается в том, что, когда умирал кочевник, его сородичи изготавливали заместителя умершего, его двойника, который как бы должен был принимать участие в собственном поминальном обряде.

Кроме того, каменное изваяние, очевидно, понималось как вместилище души умершего человека, которая как бы созревала в нем определенное время, после чего человек возрождался. Когда поминальный цикл завершался, душу нужно было выпустить из вместилища. С этой целью (или после определенных обрядовых действий) одни племена безжалостно разбивали скульптуру, после чего ее фрагменты (причем не всегда все) закапывали на ритуальной площадке или просто в насыпи кургана, сбрасывали в глубокую яму и т.д. Могли просто стесать лицо или нанести какие-то другие локальные повреждения. Часто повреждения вовсе не производили, а, очевидно, совершали над изваянием некие символические действия и словесные ритуалы, затем его перетаскивали на курган и закапывали либо горизонтально, либо вертикально.

По всей видимости, обрядовые разновидности связаны с традициями конкретных племен, локальными особенностями и эволюцией мировоззрения кочевников.

– Передают ли изваяния черты лица конкретного человека или хотя бы можно сказать о его этнической принадлежности?

– Как бы ученые ни старались в исследовании этой проблемы, тем не менее, это трудно выполнимая задача. Трудно себе представить, чтобы мастер мог ваять каменный образ с натуры, ведь на изготовление изваяния уходило слишком много времени. Надо учитывать и то, что скульптуры, скорее всего, изготавливались после смерти человека, т.е. по памяти. При всем желании и в сложившихся благоприятных условиях мастеру крайне сложно было добиться реального портретного сходства, передать возраст, этнические черты и психологический облик человека, особенно на твердых породах камня.

Александр Викторович, вы дважды приезжали в заповедник “Хомутовская степь” исследовать каменные изваяния. Можно ли подвести какие-то итоги? 

– Коллекция Хомутовского заповедника насчитывает 18 скульптур. Типы разные, большинство определить сложно. Изготовлены из известняка или ракушечника (11 изваяний), из гранита (7). Большинство  скульптур датируются 2-й пол.12 – 1-й пол.13 века. Две скульптуры относятся к периоду угасания традиции их изготовления (13 в.). Два изваяния относится к скифской эпохе.

На территории заповедника обнаружены лишь 5 изваяний, остальные в разное время перемещены на территорию Хомутовской степи из других мест Донецкой области. Все скульптуры находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. У некоторых изваяний отсутствует значительная часть торса, отбиты головы, стесаны и осыпались лица. У 11 скульптур сложно определить даже пол. Необходимо срочно оградить эти произведения искусства от воздействия на них всевозможных природных явлений, в противном случае эти бесценные свидетели прошлого будут утрачены навсегда.

            По материалам беседы Виктории Гранкиной

Print Friendly, PDF & Email