«Хомутовская степь» – жемчужна Донбасса
В этом году наш заповедник «Хомутовская степь» отмечает 95-летие. В канун юбилейной даты мы пообщались с руководителем археологической группы ДонНУ Александром Евглевским, который много лет исследует средневековые изваяния кочевников Евразии.
– Александр Викторович, Вы много лет исследуете средневековые изваяния кочевников Евразии, расскажите, например, где и когда появились самые ранние?
– Каменные изваяния распространены от Юго-Восточной Монголии на Востоке до узкой полосы Правобережья Нижнего Днепра (до р.Ингульца) на Западе, т.е. на обширной степной полосе, а также в горах Алтая, Саян и Тянь-Шаня.
Первые изваяния средневековых кочевников появились в начале VII в. в горах Алтая и в прилегающих к ним к востоку и западу горных территориях, где тюрки-кочевники (в широком смысле этого термина) консолидировались в мощный союз племен во главе с родом Ашина. Со 2-й четверти XI в. значительно усилилась миграционная активность на Запад, а ближе к рубежу XI-XII вв. они плотно заселили восточноевропейские степи. Их ядро, несомненно, сложилось в Северо-Восточном Приазовье, точнее, в междуречьях рек Берда и Миус, а также на Донецком кряже, поскольку именно здесь они оказались в исключительно благоприятных во всех смыслах условиях. Иными словами, скульптуры изготавливались и устанавливались лиш там, где были постоянные кочевки номадов, где были благоприятные внешнеполитические условия, наконец, на земле, которую они на определенный момент стали считать своей второй родиной.
– Где обычно устанавливались изваяния?
–Чаще всего археологам приходится иметь дело с перемещенными изваяниями, в лучшем случае, оказавшимися в музеях, часто их обнаруживают и в сельской местности. В жилые усадьбы изваяния стали попадать еще в период освоения восточноевропейских степей славянскими переселенцами. Они перетаскивали каменных баб, как их традиционно называют местные жители, с курганов не только к домам, но и к дорогам, чтобы те служили своеобразными дорожными знаками. Во многих селах изваяния десятилетиями стояли внутри дворов или у ворот, как своеобразные охранники от всевозможных неприятностей. О них заботились, их белили или просто периодически мыли. Рядом с ними можно было увидеть различные подношения-задаривания – конфеты, печенье, мелкие монетки. К величайшему сожалению, нередко идолов использовали в хозяйственных целях в качестве подпорных столбов для ворот, выдалбливали в них поилки для птиц и скота, использовали для фундаментов домов и т.д.
– Александр Викторович, а с какой целью кочевники изготавливали изваяния?
– В науке пока доминирует точка зрения, что изваяния являются отражением культа предков. Я с этим не очень согласен, поскольку для специалиста, углубленного в эту тему и шире – в мировоззрение средневековых кочевников, понятие культ предков выглядит слишком упрощенно, как дежурная формулировка, используемая для во многом еще непонятного явления. Есть и другие точки зрения, некоторые из которых заслуживают внимания, а также давно устаревшие или просто дилетантские. Например, будто бы изваяния кочевники устанавливали на курганах над погребениями своих усопших родственников, что не так.
– А как вы считаете?
–Каменные изваяния – это произведения сакрального характера. На востоке их устанавливали в контексте каменных культово-поминальних оградок, чаще с восточной стороны, а в восточноевропейских степях – размещали в курганах. Корни этого явления уходят в так называемые ранние формы религии, прежде всего, в анимизм и шаманизм. Суть заключается в том, что, когда умирал кочевник, его сородичи изготавливали заместителя умершего, его двойника, который как бы должен был принимать участие в собственном поминальном обряде.
Кроме того, каменное изваяние, очевидно, понималось как вместилище души умершего человека, которая как бы созревала в нем определенное время, после чего человек возрождался. Когда поминальный цикл завершался, душу нужно было выпустить из вместилища. С этой целью (или после определенных обрядовых действий) одни племена безжалостно разбивали скульптуру, после чего ее фрагменты (причем не всегда все) закапывали на ритуальной площадке или просто в насыпи кургана, сбрасывали в глубокую яму и т.д. Могли просто стесать лицо или нанести какие-то другие локальные повреждения. Часто повреждения вовсе не производили, а, очевидно, совершали над изваянием некие символические действия и словесные ритуалы, затем его перетаскивали на курган и закапывали либо горизонтально, либо вертикально.
По всей видимости, обрядовые разновидности связаны с традициями конкретных племен, локальными особенностями и эволюцией мировоззрения кочевников.
– Передают ли изваяния черты лица конкретного человека или хотя бы можно сказать о его этнической принадлежности?
– Как бы ученые ни старались в исследовании этой проблемы, тем не менее, это трудно выполнимая задача. Трудно себе представить, чтобы мастер мог ваять каменный образ с натуры, ведь на изготовление изваяния уходило слишком много времени. Надо учитывать и то, что скульптуры, скорее всего, изготавливались после смерти человека, т.е. по памяти. При всем желании и в сложившихся благоприятных условиях мастеру крайне сложно было добиться реального портретного сходства, передать возраст, этнические черты и психологический облик человека, особенно на твердых породах камня.
– Александр Викторович, вы дважды приезжали в заповедник “Хомутовская степь” исследовать каменные изваяния. Можно ли подвести какие-то итоги?
– Коллекция Хомутовского заповедника насчитывает 18 скульптур. Типы разные, большинство определить сложно. Изготовлены из известняка или ракушечника (11 изваяний), из гранита (7). Большинство скульптур датируются 2-й пол.12 – 1-й пол.13 века. Две скульптуры относятся к периоду угасания традиции их изготовления (13 в.). Два изваяния относится к скифской эпохе.
На территории заповедника обнаружены лишь 5 изваяний, остальные в разное время перемещены на территорию Хомутовской степи из других мест Донецкой области. Все скульптуры находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. У некоторых изваяний отсутствует значительная часть торса, отбиты головы, стесаны и осыпались лица. У 11 скульптур сложно определить даже пол. Необходимо срочно оградить эти произведения искусства от воздействия на них всевозможных природных явлений, в противном случае эти бесценные свидетели прошлого будут утрачены навсегда.
По материалам беседы Виктории Гранкиной